Экспонаты
музея

Егения Акимовна Шан-Гирей - троюродная племянница М.Ю.Лермонтова. Фотография 1938 г.

Черкесский князь Большой Кабарды. Гравюра Адама и Гроса с рисунка Е.М.Корнеева. 23,2 х 15,6 см.

Дом А.А. Алябьева

Новый отдел музея, также находящийся в пределах мемориального лермонтовского квартала, открыт в 1997 году. Название его не случайно: в 1832 году именно в этом доме, принадлежавшем тогда майорше Карабутовой, снимал квартиру, находясь на излечении в Пятигорске, знаменитый русский композитор Александр Александрович Алябьев. Он вошел в историю русского искусства как автор прославленного романса «Соловей» на стихи А.А. Дельвига. Нам же он интересен, прежде всего, своим пребыванием на Кавказе и созданием ряда произведений на кавказскую тему. Предыстория событий такова.

Будущий композитор родился в семье екатерининского вельможи, правителя Тобольского наместничества. Получив прекрасное домашнее образование, продолжил его в стенах Московского университетского пансиона. Четырнадцати лет был принят в горный департамент, но дальнейшая его карьера связана уже с военной службой. Кавалерийским офицером он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен и удостоился награждения орденами. В 1823 году, в возрасте 36 лет, в чине подполковника вышел в отставку. Вернувшись из побежденной Франции в Петербург, он начал серьезно заниматься музыкой и уже в начале 1820-х годов успешно дебютировал в столицах как автор романсов и музыки к театральным спектаклям.

На Кавказских водах Алябьев впервые, по-видимому, побывал еще в 1818 году, но подробности этой поездки остались неизвестны. По архивным данным следует только, что Ахтырского гусарского полка штаб-ротмистр Александр Александрович Алябьев прибыл на Горячие воды 19 июня и остановился в доме Толмачевой. Яркие впечатления этого путешествия отразились, несомненно, и в том, с каким восторгом он принял «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, положив на музыку «Черкесскую песню» из этой поэмы. В свое время эта песня имела все шансы стать народной, так велика была ее популярность. «Черкесская песня» не менее двадцати раз печаталась в песенниках и сборниках романсов.

В 1825 году в судьбе Алябьева произошел трагический перелом. «Нелепое происшествие, – замечает его биограф, – неожиданно вырвало композитора из близкой ему среды, жестоко сломало жизнь и обрекло на многие годы ссылки». Февральским вечером на московской квартире Алябьева во время карточной игры вспыхнула ссора, в ходе которой помещику Времеву было нанесено несколько пощечин. Покинув дом, а потом и город, этот господин на третий день по происшествии где-то на постоялом дворе неожиданно скончался. Участники карточного конфликта были арестованы и преданы суду. Дело тянулось почти три года. Версия об убийстве отпала, равно и подозрение об участии самого Алябьева в игре. Тем не менее, по приговору суда он был лишен дворянства, чинов и орденов и отправлен в ссылку в Тобольск.

Через несколько лет резкое ухудшение здоровья вынудило композитора обратиться к властям с просьбой о разрешении отправиться на Кавказские воды. Согласно сохранившимся документам пятигорской городской управы за 1832 год, «бывший подполковник Алябьев, лишенный чинов и дворянства и сосланный на жительство в Тобольск… прибыл для пользования глазной болезни на Минеральные воды, а 19 августа сего года выбыл из Пятигорска на Кислые воды. Квартировал в г. Пятигорске в доме умершей майорши Карабутовой». На рукописи романса «Тайна» композитор сделал особую помету: Пятигорск, 17 июля 1832 года.Перезимовав в Ставрополе, летом следующего 1833 года Алябьев вновь приехал в Пятигорск, но лечение на водах не принесло ему никакой пользы. На Кавказе с композитором находилась его сестра Екатерина Александровна. Пытаясь облегчить участь брата, она совершила поездку в Петербург, но хлопоты ее не были успешны. В сентябре 1833 года Алябьев под казачьим конвоем был отправлен к новому месту ссылки – в Оренбург. В одном из писем к другу Алябьев назвал себя Кавказским певцом. Под таким же названием в 1834 году вышел в свет и большой сборник его романсов, украшенный видом Пятигорска на обложке. По повести своего старого друга Александра Бестужева Алябьев создал и первую в истории «кавказскую» оперу – «Аммалат-Бек». Позднее была написана и «Черкесская песня» на стихи М.Ю. Лермонтова («Много дев у нас в горах»).

Дом майорши Карабутовой, в котором когда-то квартировал Алябьев, по счастью, сохранился. Ныне он реставрирован, ухожен, и в нем разместился один из отделов лермонтовского музея. Здесь расположены два просторных выставочных зала, где посетители могут познакомиться с графическими и живописными работами из собрания музея, а также и с персональными выставками многих известных в нашей стране художников, таких как И.Ф. Шаховская, В.П. Негуляев, В.Н. Кутявин, С.В. Филенко.

Есть в доме Алябьева и уютный концертный зал. Здесь часто звучит музыка, можно услышать и облетевшего весь мир, вечно прекрасного «Соловья». Один из разделов экспозиции посвящен пребыванию А.А. Алябьева на Кавказе, другой раздел рассказывает об истории старинных кавказских музыкальных инструментов, воссозданных народным мастером из Кабардино-Балкарии В.Г. Ойберманом.

Также предполагается, что со временем в этом доме будет создана экспозиция «М.Ю. Лермонтов в музыкальном и театральном искусстве».