Экспонаты
музея

Три портрета. М.Ю.Лермонтов. Бумага, карандаш. 10,2 х 14,2 см.

Черкесы, стреляющие из лука. Гравюра И.Гроса с рисунка Е.М.Корнеева. 23,5 х 16,2 см.

Антитеррористическая комиссия Ставропольского края ТЕРРОРИЗМ: ЗА КАДРОМ

Графика Зураба Церетели

11 октября в одном из выставочных залов отдела «Дом Алябьева» состоялось открытие персональной выставки графики Народного художника России Зураба Константиновича Церетели.

Искусство Зураба Церетели сложно отнести к тому или иному художественному направлению ни в масштабах отечественного, ни мирового искусства. Он из тех творцов, которые исповедуют собственную «религию», вовлекая в нее окружающих. Искусство Церетели уже стало классикой, не сводимое к единству стиля, но выраженное своеобразием индивидуального почерка.

Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова представляет  графические работы Зураба Церетели – рисунки и акварели (шелкография). Рисунок – очень органичное, самое естественное проявление натуры художника. Он рисует всегда и везде – в пути, на заседаниях, во время разговора с самыми разными людьми.

Герои его произведений словно странствуют из  скульптуры в рельеф, из эмали в живопись, из рельефа в графику, то располагаются на плоскости, то собираются в объемы. Они живут в мире неукротимой фантазии художника, где каждый сюжет, персонаж, воплощенный в разных материалах и техниках, видах и жанрах, играет все новыми и новыми гранями своей образности.

Люди его любимой Грузии, увиденные на базарах и улочках старого Тбилиси – горшечники, торговцы, дворники, уличные музыканты – характерные грубоватые корявые фигуры, явно утрированные, но всегда на радость  живые, с тяжелыми кистями натруженных рук, предстают в рисунках индивидуально, укрупненно,  занимая собой все пространство белого листа бумаги. Церетели извлекает их из небытия, из глубин своей зрительной памяти, выводит на первый план, представляет во всей их монументальной значительности. На какой-то миг этот скрипач с руками крестьянина и тонким одухотворенным лицом артиста; эта грузная старуха, продавщица глиняных кувшинов, эти две женщины в покрывалах, сложившие ладони в молитве, занимают все внимание художника, а вместе с ним и зрителя, оказываются в «центре мирозданья» - и отходят, уступают место другим, все новым и новым людям, сливаются с ними в пеструю многоликую толпу.

Рисунок остается основой и его акварелей – всегда очень ярких, насыщенных звонкими открытыми цветами, резкими сочетаниями желтого, красного, синего, зеленого с белым – оставленной нетронутой бумагой и черным – тушью. Те же, что и в рисунках, воскресшие и переломившиеся в памяти, художественно обостренные типы – дворники, торговцы, нищие, просто мужчины и женщины – в цветных композициях обретают  большее обобщение и отстранение. Они как бы уводятся в некий особый фантастический, звенящий цветом сказочный мир, возносятся над землей, уходят из реального времени в иное временное пространство. С одинаковой увлеченностью, мастер исследует реальность  и погружается в природу бессознательного, создавая произведения, отмеченные выразительным индивидуальным началом.

Демонстрация выставки продлится до 15 ноября.