Экспонаты
музея

Портрет М.Ю.Лермонтова. Гравюра на стали Ф.И.Иордана, 1859 г.

Портрет М.Ю.Лермонтова. Фототипия 1884 г. по оригиналу И.А.Астафьева 1883 г.

Антитеррористическая комиссия Ставропольского края ТЕРРОРИЗМ: ЗА КАДРОМ

"Я знал одной лишь думы власть..."

В Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова открылась выставка иллюстраций Сергея Филенко к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сергей Владимирович Филенко родился в 1962 году в Украине. Окончил отделение промышленной графики Донецкого художественного училища. После службы в армии поступил во ВГИК. В 1989 году защитил диплом по специальности «художник-постановщик художественных фильмов».

Участвовал в создании кинокартин «Сто дней до приказа», «Холод», «Не стреляйте в пассажира» - режиссер Х. Эркенов, «Ветер» (режиссер П. Луцек), «Кавказская рулетка» (режиссер Ф Попов), «Похитители книг» (режиссер Л. Рыбаков), «Греческие каникулы», «Скоро весна» - режиссер В. Сторожева, «Он, она и я», «Однажды в Ростове», «Спасибо за любовь» и «Хождение по мукам» - режиссер К. Худяков.

С. Филенко – художник станковист, иллюстратор отечественной литературы. Есть серии  работ к произведениям Достоевского и Булгакова. Есть цикл графических листов к философскому роману Тимура Пулатова «Черепаха Тарази». Но на первом месте неизменно – любимый Лермонтов: к «Герою» и «Демону» Сергей обращался не один раз и выполнил к ним множество прекрасных иллюстраций. Лермонтова он не просто любит, а прекрасно знает его произведения. Знает, кто и когда их иллюстрировал и, подолгу рассматривает старинные гравюры и акварели, хранящиеся в собрании музея. Есть у него и любимые издания лермонтовских книг. Есть еще то, что дает ему явное преимущество перед другими, - на Кавказе он прошел буквально по следам Лермонтова, посетив многие из тех мест, где когда-то побывал поэт. Путешествия наполняют душу восторгом и благодарностью к Небу за красоту окружающего нас мира, помогают постичь дух Кавказа, который так хорошо понимал и умел выразить Лермонтов. Путешествия, бесконечно насыщая зрительную память, дают возможность потом, когда ты остался наедине с чистым листом, безошибочно найти нужный образ и колорит.

Новое слово в творческой биографии художника – большая графическая серия к «Мцыри», в которой не только нашли воплощение все ключевые сцены поэмы, но и, как всегда, Сергей создал целостный и гармоничный мир – создал его таким, каким увидел сам в своем воображении, как требовательный мастер и вдохновленный творец.

Портреты литературных персонажей – вопрос, может быть, самый сложный и спорный. Ибо у каждого из нас свой Печорин и Мцыри. Наши представления могут опираться при этом, на то, что мы видели раньше и к чему уже привыкли, читая в юности Лермонтова с иллюстрациями наших художников-классиков. У Сергея Филенко – именно портреты, со всеми подробностями лица и его выражением, характеризующим каждого героя так, как понимает его сам художник. Сергею свойственны острота и зоркость наблюдений, умение увидеть в литературных героях живых людей во всей психологической сложности художественного образа. Вместе тем  все эти работы несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в творчестве Лермонтова то новое, и животрепещущее, что было ей созвучно.

Его работы притягивают взгляд, завораживают, с ними не хочется расставаться. Он оригинален в своем творчестве – не потому, что никого не повторяет, а потому, что его невозможно повторить.

            Графика Сергея Филенко выполнена в смешанной технике: темпера, акварель и тушь по белой и черной бумаге. Есть, видимо, у художника и свои секреты: его работы всегда загадочны, и реальность в них как бы подернута дымкой. Может быть, никакого секрета здесь нет, просто перед нами то, что всегда называлось искусством.