Экспонаты
музея

Кольцо-гора. Старинная открытка.

Крестовая гора. М.Ю.Лермонтов. 1837 1838 гг. Картон, масло. 33 х 40 см.

Антитеррористическая комиссия Ставропольского края ТЕРРОРИЗМ: ЗА КАДРОМ

Круглый стол

12 мая 2017 года в Пятигорске прошёл Международный Круглый стол по теме: «Проблема авторства стихотворения «Прощай, немытая Россия» с точки зрения современной филологической науки», организаторами которого стали Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и Московское Лермонтовское общество. Необходимость проведения подобного научного форума была вызвана разногласиями по данной проблеме, часто сопряжёнными с идеологической позицией участников спора, которые сегодня обсуждаются не только российскими, но и зарубежными учёными. Целью проведения круглого стола стала необходимость возродить строго научный подход к проблеме авторства литературного наследия России. 

В дискуссиях Круглого стола приняли участие ведущие учёные-лермонтоведы, представители более десятка университетов и научных центров.

Ведущие лермонтоведы, принявшие участие в работе Круглого стола, пришли к однозначному выводу: историко-филологический анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия», основанный на применении современных методов исследования (имманентный анализ, интертекстуальный анализ, метод «слово – образ» и др.), показывает несомненное лермонтовское авторство произведения. Оно является блестящим образчиком так называемой поэзии «формульного типа» (классификация Б. Эйхенбаума). Образ «Немытой России» был развит поэтами-петрашевцами – наследниками социальной поэзии М.Ю. Лермонтова в 1849 году, задолго до опубликования восьмистишия, что делает несостоятельными попытки некоторых исследователей привязать историю создания произведения к дате его появления в печати. Стихотворение имеет в русской литературе свою собственную судьбу, отразившись в творчестве многих крупных поэтов (М. Цветаева, К. Бальмонт, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Полетаев, В. Набоков, К. Случевский и др.), что делает некорректными высказывания о «корявых образах», содержащихся в произведении. Аргументы «против» лермонтовского авторства, появившиеся в публикациях исследователей (как правило, не зарекомендовавших себя в области лермонтоведения серьёзными научными трудами), вышедших в последнее время, не являются вескими, часто появляются в результате либо плохого знания фактов, либо являются характерными примерами применения метода передёргиваний и натяжек в литературоведении. Таким образом, нет никаких оснований ставить под сомнение лермонтовское авторство.