Экспонаты
музея

Портрет военного (возможно В.С.Голицына). Не завершен. Эд.Гаузер. 1828 г. Бумага, акварель. 20 х 16 см.

Мцхета. Собор Свети Цховели. Г.Г.Гагарин. Бумага, акварель. 22,8 х 28,6 см.

"Пробегая мыслию прошедшее..."

Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова представляет новую выставку  «Пробегая мыслию прошедшее…», в  очередной раз, обращаясь к бессмертному творению М.Ю. Лермонтова – роману «Герой нашего времени».

В экспозиции выставки выделены повести: «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери». В структуре повествования они наиболее полно раскрывают характер ее главного героя, Григория Александровича Печорина, составляя портрет «современного человека», образ, который так живо перекликается с темой «героя моего времени». К тому же сам Лермонтов, и появление романа, и прототипы его персонажей  непосредственно связаны с Пятигорском.

Еще современники называли сочинение М.Ю.  Лермонтова «лучшим романом на русском языке». Из первой тысячи книг, отпечатанных при жизни поэта в типографии  Ильи Глазунова в апреле 1840 года, сохранились считанные экземпляры. В нашем музее их два. Первый поступил с коллекцией профессора из Владикавказа Леонида Петровича Семенова, а второй – подарок Ивана Михайловича Саркизова-Серозини, знаменитого врача и коллекционера. На выставке представлен комплект факсимильного издания романа и посетители музея имеют уникальную возможность прикоснуться к подлиннику. Бережное переиздание лермонтовского раритета – это итог совместной деятельности пятигорского издательства «Снег» и  Российской государственной библиотеки (издательство «Пашков дом», 2016 г.).

Основу выставки составляет живописный и графический материал. Цвет, от декоративной переливчатости, подвижной и сложной фактуры на работах московского художника Сергея Филенко (иллюстрации к повести «Бэла») до жесткой и напряженной экспрессии художника ставропольской школы Олега Чернова (авторская книга «Тамань») организует все выставочное пространство зала.

Здесь же сделана попытка совместить на одной плоскости стены произведения современных художников Владимира Ветрогонского, Владимира Кутявина, Елены Заремба (иллюстрации к повести «Княжна Мери») и классику жанра – рисунки Михая Зичи, достоверное и тщательное изображение сцен романа, переданных с той непостижимой верностью, «с которой обрисованы у Лермонтова даже мельчайшие подробности».   

Еще одна возможность  удивить и заинтересовать зрителя – печатная графика. Это гравюры из литературного альманаха «Нива» и «Всеобщего  русского календаря», изданного в типографии И.Д.Сытина к 100-летию со дня рождения поэта. Художественные достоинства этих цветных и черно-белых листов гармонично соединяют в себе черты народной картинки и профессионального мастерства.

Предметы кавказского быта середины XIX века представлены из собрания лермонтовского музея.