Экспонаты
музея

Три портрета. М.Ю.Лермонтов. Бумага, карандаш. 10,2 х 14,2 см.

По небу полуночи ангел летел... С.Судейкин. Бумага на картоне, тушь, акварель, белила. 14,1 х 17,7 см.

Антитеррористическая комиссия Ставропольского края ТЕРРОРИЗМ: ЗА КАДРОМ

Выставка из Национального музея Чеченской Республики

 20 марта в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова открылась выставка, подготовленная совместно с Национальным музеем Чеченской Республики.

Цель выставки – представить изобразительный материал, предметы материальной культуры горских народов, характеризующий реальности кавказской жизни лермонтовского времени в широком историческом и этнографическом контексте.

Прикладное искусство чеченцев длительное время развивалось на основе традиционных народных промыслов, которые всегда были самобытны, высокохудожественны и играли заметную роль в хозяйственной жизни горцев.

Промысловыми центрами гончарного и медного производства являлись селения Старые Атаги, Майртуп, Курчалой, Урус-Мартан, Шатой, Хал-Келой.  Производством холодного оружия славились селения Джугурты, Белгатой, Дарго, Старые Атаги.

В лесистой части Чеченской Республики были широко развиты промыслы по плетению из прутьев плетней, корзин, а также изготовлению деревянной посуды, люлек, кроватей, музыкальных инструментов.

Бытовали кожевенное, шорное, скорняжное, оружейное, медное, лудильное, кузнечное, гончарное производства, а также изготовление циновок, плетение веревок, тесьмы. Развивались обработка металлов, дерева, кости, камня.

В начале ХХ века одежда горцев стала чаще украшаться. Соответственно вырос спрос на ювелирные изделия. Появляются и новые предметы туалета: женские шапочки, передники к женскому платью, сумочки для хранения рукоделия, футляры для часов. Изготавливали ожерелья, браслеты, серьги, кольца, нагрудники, т.д.  Местные ювелиры работали, в основном, с серебром, которым украшались мужские и женские пояса, газыри, конская сбруя.

 Узоры, которыми покрывались изделия, делались методом гравировки, чернения и позолоты, насечкой на стали золотом (так обычно украшались клинки), а также филигранью из серебряных проволочек с применением эмали, которую привозили из Ирана.

Особенно ценились традиционные женские украшения – пояса и нагрудники, которые пользовались не только чеченки, но и казачки. Они изготовлялись из серебра, покрывались филигранью, растительным орнаментом, зернью и чернью. Неповторимость им придавали вставки из красных и голубых полудрагоценных камней.

Заметное место среди занятий чеченцев занимал деревообрабатывающий промысел, развитию которого способствовало наличие богатой сырьевой базы. Изготовление кухонной посуды, домашней утвари, ульев, бочек, постройка домов и многое другое было связано с обработкой дерева.

          

Из фонда Национального музея ЧР представлены образцы холодного и огнестрельного оружия XVIII – начала XX вв.: кинжалы и шашки известных чеченских мастеров, пистолеты, пороховница, натруска, газыри, а также мужские повседневные и парадные пояса, женские пояса и нагрудники, предметы женской атрибуции (наперстки, веретено, сумочки для швейных принадлежностей, заколки для сумочек, пуговицы).

Помимо ювелирных изделий, на выставке выставлены предметы домашнего обихода из меди, железа, дерева: кухонная утварь, орудия труда.

          Декоративно-прикладное искусство представлено в живописных композициях из жизни горцев и фигурках людей чеченского мастера А.М.Абдурашидова. Один из разделов выставки посвящен предметам мастерства керамики в виде декоративных тарелок, кувшинов и других предметов.

На выставке экспонируются подлинные рисунки, гравюры и литографии первой половины Х1Х века. Прежде всего – это виды гор, ущелий, дорог, древних строений и памятников. Все работы имеют несомненное историческое и художественное значение. Предлагаем обратить внимание на подлинный акварельный рисунок Л.Ф. Лагорио «Военно-Грузинская дорога»(1892). Всего в музее хранится три работы этого художника, признанного мастера горного и морского лирического пейзажа. Представленная работа может служить иллюстрацией к повести «Бэла», так как по содержанию во многом совпадает с описанием Военно-Грузинской дороги у М.Ю. Лермонтова.

Не менее интересна литография, выполненная по рисунку художника В.Машкова «Вид центральной части Главного кавказского хребта».

В собрании музея находятся очень редкие цветные гравюры работы художника Емельяна Корнеева. В 1802 году в составе военно-стратегической экспедиции по осмотру «Азиатской и Европейской России» Е. Корнеев побывал на Кавказских водах и Кабарде, где выполнил с натуры несколько типажно-костюмных зарисовок. Эти же места стали художественным пространством для первых кавказских поэм юного Лермонтова. Гравюры были подготовлены для печатавшегося в Париже альбома «Народы России»(1812).

Показанные на выставке материалы дают вполне отчетливое представление о составе коллекций Национального музея Чеченской республики и лермонтовского музея в Пятигорске. Мы предлагаем вам познакомиться лишь  с небольшой их частью, но каждый из выставленных экспонатов – подлинное сокровище.