Экспонаты
музея

Портрет М.Ю.Лермонтова. В.Н.Кутявин. 1988 г. Картон, масло. 70 х 47 см.

По небу полуночи ангел летел... С.Судейкин. Бумага на картоне, тушь, акварель, белила. 14,1 х 17,7 см.

Выставка Светланы Демкиной

На выставке Светланы Демкиной в зале Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова представлены работы  трех последних лет, однако две трети из них, несущие основную смысловую нагрузку, написаны в последние месяцы и даже недели. В них есть не наигранный экспрессивный напор, происходящий от полноты жизни, ее стремительности и непредсказуемого своеобразия, и нет, к счастью, конспективной торопливости. Ломкая и прихотливая пластика пришедших на картинную плоскость образов формируется словно бы на наших глазах, похожая на остывающую лаву.

В сериях большеформатных графических листов, созданных Светланой Демкиной разнообразные жизненные коллизии, зачастую, автобиографически пережитые, трансформированы в четко структурированные композиции, выполненные в броской авторской манере. Для нее свойственен колористический минимализм: выразительные, с прирожденным декоративизмом стилизованные на пределе фигуративности объемы и цветовая взыскательность, то почти гризальная, то решенная на жестких контрастах спекрально-синего кобальта и «сакральной» красной охры. Но они могут быть и полностью полихромными, уступая в том прихотливой авторской фантазии.

В этом ряду демкинский выставочный проект «Качели», сохраняя общую стилевую узнаваемость, тем не менее, отличается и от ее персональных выставок, и от совместных со студентами проектов. Композиционные импровизации, собранные в графические циклы, были подвергнуты автором жесткому отбору и дизайнерскому структурированию.

На главной стене зала автором помещена «алтарная композиция» – сложная смысловая абстракция, состоящая из шестнадцати квадратных рам. Меняется технологическая составляющая: к привычному акрилу добавлена, наделенная какой-то особой материальностью, французская масленая пастель. Становится очевидной предельная прихотливость в оформлении рам, паспорту и самих изображений. В них используется то византийская трансцендентность золотой краски, то сумрачная стильность серебристо- синих сочетаний-соцветий. Словно флорентийская мозаика собран весь сюжетный блок. Из-за  его технологических излишеств начинает постепенно проявляться сокровенная суть: благосоставляющий бокал из тонкого стекла, подобно евангельской чаше Грааля, движется по жизненным перипетиям, как по ступеням.

Из квадратных планшетов складывается масштабная мозаика, разбитая на слои или зоны, словно на возрастные психологические циклы. Слой молодых и опрометчивых дерзаний, когда судьба кажется уже прирученной. Затем время нарабатывания почти «заоблачного» потенциала и экзистенциальная устойчивость в окружающем художественном процессе.

Далее возраст Учительства – отдачи знаний и творческого опыта – та самая середина земной жизни. И далее упорная борьба со «сплошными понедельниками». Как, оказывается, много могут передать «отчасти фигуративные» композиции, созданные умелой рукой и несомненной талантливостью. Такой минимализм изобразительных средств был свойственен когда-то Паганини: струны рвались, а музыка продолжала звучать.

Еще одна тема – гигантская флористика. Растения то застывают в чутком предутреннем сне, то начинают кружиться в сомнамбулическом танце, создавая томительную суггестию, дающую, однако, некоторую уверенность в том, что «час быка» пройдет и непременно наступит утро.

Выставочный проект заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента Российской академии художеств Светланы Николаевны Демкиной отличается завидной в столь эклектичное время цельностью в ее интонационном, технологическом и дизайнерском воплощении. Она нашла для этого необходимый комплекс пластических приемов, авторски «обжитых» и поэтому послушно ей служащих, что позволило         создать  исповедальный цикл, в общем-то совершенно не свойственный занимательному бестиарию современного постмодернизма.

 

Иван Ващенко, искусствовед, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры Российской Федерации.