Экспонаты
музея

Портрет М.Ю.Лермонтова. Гравюра на стали Ф.А.Брокгауза в Лейпциге, 1865 г.

Кузница в Тифлисе. Г.Г.Гагарин. Картон, масло. 47 х 36 см.

Антитеррористическая комиссия Ставропольского края ТЕРРОРИЗМ: ЗА КАДРОМ

Пятигорск

Пятигорск давно снискал себе славу не только как богатейший курорт, обладающий чудодейственными минеральными ключами, но и как один из главных лермонтовских городов России. В конце XVIII века он возник как один из пунктов Азово-Моздокской укрепленной линии, учрежденной Екатериной II для защиты южных рубежей империи. Крепость, воздвигнутая «у Бештовых гор», стала называться Константиногорской, по имени Константина – внука государыни. Неподалеку от крепости вскоре появилось поселение Горячие воды, где у целебных источников могли найти приют приезжие. Когда в 1830 году селение было преобразовано в город, то решено было  «дать оному название Пятигорск, по уважению, что гора Бештов, к подошве которой прилегает предназначенное для сего города место, известна под сим именем и в древних Российских летописях».

В военной истории России ни Константиногорская крепость, ни город, расположенный у южных склонов горы Машука, ничем особенным себя не проявили, а вот с историей литературной всё обстоит совершенно иначе. В 1820 году на водах вместе с семьей генерала Н.Н.Раевского побывал двадцатилетний А.С.Пушкин. Здесь, под сенью пятиглавого великана Бештау, он вынашивал замысел поэмы «Кавказский пленник». Поэма, имевшая ошеломляющий успех у читающей публики, вызвала волну подражаний. Известно, что и юный Лермонтов, следуя своему литературному патрону, написал поэму с тем же названием и на сходный сюжет. Вторично Пушкин заехал на Кавказские воды в 1829 году, по дороге в Грузию, а на обратном пути провел в Пятигорске и Кисловодске около месяца, вдохновляясь кипучим нарзаном и принимая целебные ванны. В Пятигорске берет начало и литературная деятельность Л.Н.Толстого, побывавшего здесь в летние месяцы 1852 и 1853 годов. Отсюда он отправил в некрасовский «Современник» рукопись повести «Детство», здесь же задумал и свои первые кавказские рассказы.  И все же главные и лучшие страницы в литературной истории Пятигорья связаны с именем М.Ю.Лермонтова.

Побывав на Горячих водах еще в детские годы, он навсегда сохранил любовь к нашему краю. Пребывание здесь всегда было связано у поэта с высоким творческим подъемом. В юношеской поэме «Аул Бастунджи» он впервые обозначил границы того уголка в северных предгорьях Кавказа, где отныне будет происходить действие многих его произведений, – «между Машуком и Бешту». И здесь же, среди зеленых долин и каменистых склонов, начинает развиваться сюжет другой его ранней поэмы – «Измаил-Бей», в которой юный Лермонтов нарисовал великолепные стихотворные картины полюбившейся ему далекой полуденной земли:
            Кругом, налево и направо,
            Как бы остатки пирамид,
            Подъемлясь к небу величаво,
            Гора из-за горы глядит;
            И дале царь их пятиглавый,
            Туманный, сизо-голубой,
            Пугает чудной вышиной…

На Кавказских водах происходят события, описанные в повести «Княжна Мери», – центральной части романа «Герой нашего времени». Ведя своего Печорина извилистым путем страстей и сомнений, Лермонтов успевает попутно запечатлеть все сколько-нибудь примечательные уголки знакомого и любимого с детства городка, где «воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка», «где по кремням Подкумок мчится» и где сам поэт мечтал «остаться жить навеки». И по сей день роман служит лучшим путеводителем по лермонтовским местам Пятигорья.

Сохранились рисунки и картины Лермонтова, выполненные им в период кавказских странствий, среди них «Вид Пятигорска», «Бештау около Железноводска», «Вид пятигорского бульвара». Прекрасный художник, Лермонтов запечатлел пером и кистью места, дарившие ему покой и вдохновенье.

Находясь в Пятигорске в последние месяцы жизни, Лермонтов создал ряд стихотворений, навсегда оставшихся недосягаемой вершиной в отечественной литературе. «Не знаю, надолго ли это, – признавался поэт в письме к Софии Карамзиной; – но во время переезда мною овладел демон поэзии, сиречь стихов…» Роковой выстрел Мартынова оборвал, по выражению Достоевского, «целую бездну, целую лавину гениальных творений».

Память о любимом поэте жители города хранили всегда. Каменным обелиском было отмечено место на склоне Машука, где пролилась его кровь, скромный монумент был установлен и на старом пятигорском кладбище, где первоначально покоилось тело погибшего поэта. В 1889 году именно в Пятигорске был открыт первый в России памятник Лермонтову. Лермонтовский музей в Пятигорске основан в 1912 году и является, таким образом, одним из старейших литературно-мемориальных музеев России. Несомненно также и то, что это первый музей подобного рода, возникший не в наших прославленных столицах и не вблизи их, а в самой отдаленной провинции.